Categories:

Маска, кто вы?

Маска маске — рознь! Это я говорила, точнее, писала ровно год назад, в начале первого карантина в Италии, как услужливо подсказывает дайджест ЖЖ, когда и вышел впервые этот мой пост про маски... но не медицинские, а карнавальные, венецианские!

Так давайте я снова вас отвлеку от медицинских масок? Давайте лучше поговорим и полюбуемся венецианскими карнавальными масками! Положительные эмоции и чуточка красоты – это то, что нам сейчас так не хватает, правда? Так давайте хоть мысленно перенесемся на красочный Венецианский карнавал – там тоже маски! 

Любуемся!

“Buongiorno Siora Maschera”, «Здравствуйте, Синьора Маска», - говорили в Венеции во время карнавала вдоль улиц, каналов и на досках. Надев маски, венецианцы могли на время карнавала скрыть свою личность, пол и социальный класс. Маска в Венеции позволяла создать иллюзию превращения города в то уникальное место в мире, где можно было быть тем, кем вы хотели, и чувствовать себя свободно. Не знаю как вы, но я в (медицинской) маске себя свободно уж точно не ощущаю!

Но традиционные итальянские маски появились все же не ради карнавала, а для театральных представлений, так называемых комедий масок. В середине шестнадцатого века в Италии появилась новая форма театра - Commedia dell'Arte. Актеры воплощали узнаваемых персонажей с вполне точными характеристиками: мошенник, проницательный слуга, доблестный рыцарь, скряга ... Комедианты разыгрывали на городских площадях веселые и увлекательные сценки. И постепенно почти все регионы «заполучили» свои традиционные маски.

Маски из итальянских комедий масок (уж простите меня за тавтологию!) символизировали тип личности, зачастую воплощение собирательного героя отдельной местности, со своим диалектом, манерой одежды и поведения и даже каким-то своим пороком

Самые известные герои итальянских комедий масок – вот эти персонажи:

Arlecchino – Бергамо

Brighella – Бергамо

Capitan Spaventa - Генуя

Dottor Balanzone - Болонья

Gianduia - Турин

Meneghino - Милан

Pantalone - Венеция

Peppe Nappa – Мессина (Сицилия)

Pulcinella - Неаполь

Rugantino - Рим

Stenterello - Флоренция

Tartaglia – Салерно

А теперь о них – и еще об очень необычных масках – поподробнее!

Stenterello
Это типичная тосканская маска. Он живет в «трудностях», stenti, и по этой причине он такой худой. Тем не менее, он очень щедр с теми, кто беднее его. Мудрому, остроумному и оптимистичному Стентерелло удается преодолевать любые жизненные невзгоды.

Dottor Balanzone
Крепыш родом из Болоньи. Сперва он кажется большим эрудитом, у него на каждый случай припрятана подоходящая цитата, но все же он умудряется постоянно попадать в какие-то передряги. Он носит широкополую черную шляпу, длинную черную тогу, куртку и черные же брюки. Мрачный костюм оживляет красивный кружевной воротник и кружевные манжеты. Черные туфли на каблуке, лихо закрученные вверх усы и книга под мышкой завершают, как бы сейчас сказали, образ этого персонажа. 

Capitan Spaventa

Он лигурийец, также известный под именами Capitan Fracassa o Scaramuccia: на словах храбрец, но трус на деле, который чуть что тут же спасается бегством. Капитан одет в полосатое желто-оранжевое платье и всегда при широкополой шляпе с цветными перьями и мече, очень длинном мече.

Pantalone

Это старый венецианский ворчун, постоянно всем недовольный и жутко жадный. Скупердяй щеголяет в красных чулках, плаще и тапочках.

Colombina 

Венецианка и спутница Арлекино, Коломбина болтлива и капельку лжива. Она очень привязана к своей хозяйке Розауре, которая так же молода и хороша, как и ее служанка: Коломбина готова на все – лишь бы угодить Розауре. Коломбина носит лиф и широкую юбку с воланами; сверху - фартук с множеством карманом, где она прячет любовные записки. Прическу плутовки Коломбины венчает “crestina”, «гребень» с лентой – типичный головной убор горничных.

 Arlecchino

Арлекино родом из Бергамо. Его имя происходит от Herlequins, шутливых дьяволят из французских средневековых представлений. Проворный, живой и острый на язык, но при этом верный и щедрый друг. Его главный враг – Бригелла. Поначалу платье Арлекино было белым, затем, латка за латкой, оно превратилось в сплошную пеструю заплатку, потому что, если верить легенде, его бедная мать сшила ему костюм из лоскутов и обрезков тканей.

Meneghino

Это – самая что ни на есть миланская маска. Щедрый, хваткий, он ловко высмеивает недостатки аристократов. Его имя, по одной из версий, - это уменьшительно-ласкательная версия Доменико. Одет наподобие Джандуйи, единственное отличие – в полосатых чутках, что носит выходец из Милана.

Giacometta 

Подружка Джандуйи. Смелая, практичная, с сильным, но нежным характером. Обладая здравым смыслом и щедростью, она с легкостью разрешает даже самые запутанные проблемы. Носит длинную широкую юбку, блузку с шалью и высокий головной убор, прикрывающий волосы.

Brighella

Он из Бергамо и является главным противником Арлекино, а все потому, что дурак и мошенник. Наглый со слабыит и подобростатный с сильными мира сего. Его главный промысел - “brigare”, то есть интриговать в пользу молодых влюбленных. Носить пиджак и брюки, украшенные зелеными шевронами, черные туфли с зелеными помпонами и белую шерстяную мантию с двумя зелеными полосками. Маска и шляпа у Бригелла черного цвета.

Gianduia

Родом из Турина, не дурак выпить (особенно, хорошего вина), находчив, весел и смел. У него есть подружка, звать ее Джакометта. Джандуйя (как одноименные конфеты) носит парик с задранной вверх косичкой, трехконечная шляпа, коричневую куртку, желтый жилет, короткие бриджи и туфли с пряжкой.

Giangurgolo 

Имя сего персонажа на калабрийском диалекте означает «Джованни с полным горлом», потому что он всегда голоден. Способен на все ради еды. При этом, трус. Отличительные черты - крючковатый нос и пронзительный голос.

Tartaglia

Он - неаполитанец, как Пульчинелла. Эрудированный, но при этом тщеславный и черствый. Пузатый заика. Носит платье и накидку в зеленую и желтую полоску с широким белым воротником и зеленые очки.

Pulcinella

Это – самый популярный в мире персонаж комедий масок, символ Неаполя. Закадычный друг Арлекина, спонтанный, веселый, щедрый, всегда голодный, большой болтун, неспособный хранить секреты. Носит белую рубашку с широкими белыми брюками, белый капюшон на голове и большую черную маску на лице, прикрывающую его изогнутый нос.

Rugantino

Он – настоящий римлянин, что не полезет в карман за словом, да при этом еще и скорый на расправу. Производит впечатление гордого и высокомерного выскочки, но на самом деле, добрый и милый. Имя этого персонажа происходит от римского "ruganza", то есть «высокомерие».
Носит шейный платок, красный жилет и куртку, туфли с огромными пряжками и двухконечную шляпу.

И еще тройка очень примечательных персонажей:

La Bauta 

Это – один из самых известных костюмированных персонажей. Неизвестно, как появился этот костюм, но мы знаем, что с XVIII века он приобрел огромную популярность. Маска персонажа Баута, также называемая Larva,  «личинка» (происходит от латинского и означает «призрак» или «маска»), - простая белая маска, которая скрывает лицо, но при этом позволяет пить и есть.

Белую маску часто надевают вместе с костюмом, который состоит из тёмного плаща, называемого tabarro, и черной треуголки. Сейчас костюм Баута могут носить как мужчины, так и женщины, но в прошлом это был преимущественно мужской костюм. Кроме того, этот костюм можно было носить и в других случаях, не только на карнавал.

La Moretta, «брюнеточка»

Моретта – любимая многими дамами маска овальной формы из темного бархата, которую полагалось носить со шляпой, изысканной одеждой и вуалью. Главной особенностью маски Moretta – её застежка: маску, фактически, носили с кнопкой во рту. Маска Moretta – французского происхождения, но сразу же полюбилась прекрасным венецианкам. Ах, да, вот еще какой момент: поскольку во время карнавала жители города могли себе позволить совершать преступления любого рода, то маски Баута и Моретта пришлись очень кставти, поскольку позволяли их обладателю сохранять полную анонимность.

Gnaga, «ньяга»

Это – излюбленная маска мужчин, которые хотят нарядиться женщиной. Сам костюм - это, по сути, обычная женская одежда и маска с изображением кошки; часто в руках у переодевшихся в этот костюм можно заметить корзинку с котенком. При этом нарядившаяся таким образом «маска» должна была пронзительно мяукать. 

Ну, вот и все на сегодня! Берегите себя, носите маски – настоящие, медицинские – и до скорой встречи онлайн на страницах моего блога!

И вот еще что, о масках: вы какие носите, медицинские? Или уже закупили разные, тканевые, в тон одежде? Я вот вижу миланки иногда и маски со стразами на выход носят... Многие дети, понятное дело, — в разноцветных масках (кстати, видела детские медицинские маски розового цвета для девочек и голубого — для мальчиков). Как у вас?

За новыми красочными итальянскими фотографиями и рассказами о буднях коронавируса в Италии заходите в мой Инстаграм по ссылке

#виртуальнаяИталия

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded