anna_chertkova

Categories:

Маска, (где) кто вы?

Можно я вас немного отвлеку от темы поиска медицинских масок? Давайте лучше поговорим и полюбуемся венецианскими карнавальными масками! Положительные эмоции и чуточка красоты – это то, что нам сейчас так не хватает, правда? Так давайте хоть мысленно перенесемся на красочный Венецианский карнавал – там тоже маски!


Маска, (где) кто вы? Венеция, Италия. Фото: Анна Черткова
Маска, (где) кто вы? Венеция, Италия. Фото: Анна Черткова

“Buongiorno Siora Maschera”, «Здравствуйте, Синьора Маска», - говорили в Венеции во время карнавала вдоль улиц, каналов и на досках. Надев маски, венецианцы могли на время карнавала скрыть свою личность, пол и социальный класс. Маска в Венеции позволяла создать иллюзию превращения города в то уникальное место в мире, где можно было быть тем, кем вы хотели, и чувствовать себя свободно.

Но традиционные итальянские маски появились все же не ради карнавала, а для театральных представлений, так называемых комедий масок. В середине шестнадцатого века в Италии появилась новая форма театра - Commedia dell'Arte. Актеры воплощали узнаваемых персонажей с вполне точными характеристиками: мошенник, проницательный слуга, доблестный рыцарь, скряга ... Комедианты разыгрывали на городских площадях веселые и увлекательные сценки. И постепенно почти все регионы «заполучили» свои традиционные маски.

Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова
Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова

Маски из итальянских комедий масок (уж простите меня за тавтологию!) символизировали тип личности, зачастую воплощение собирательного героя отдельной местности, со своим диалектом, манерой одежды и поведения и даже каким-то своим пороком.

Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова
Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова


Самые известные герои итальянских комедий масок – вот эти персонажи:

Arlecchino – Бергамо

Brighella – Бергамо

Capitan Spaventa - Генуя

Dottor Balanzone - Болонья

Gianduia - Турин

Meneghino - Милан

Pantalone - Венеция

Peppe Nappa – Мессина (Сицилия)

Pulcinella - Неаполь

Rugantino - Рим

Stenterello - Флоренция

Tartaglia – Салерно

А теперь о них – и еще об очень необычных масках – поподробнее!

Stenterello
Это типичная тосканская маска. Он живет в «трудностях», stenti, и по этой причине он такой худой. Тем не менее, он очень щедр с теми, кто беднее его. Мудрому, остроумному и оптимистичному Стентерелло удается преодолевать любые жизненные невзгоды.

 Dottor Balanzone
Крепыш родом из Болоньи. Сперва он кажется большим эрудитом, у него на каждый случай припрятана подоходящая цитата, но все же он умудряется постоянно попадать в какие-то передряги. Он носит широкополую черную шляпу, длинную черную тогу, куртку и черные же брюки. Мрачный костюм оживляет красивный кружевной воротник и кружевные манжеты. Черные туфли на каблуке, лихо закрученные вверх усы и книга под мышкой завершают, как бы сейчас сказали, образ этого персонажа. 

 Capitan Spaventa

Он лигурийец, также известный под именами Capitan Fracassa o Scaramuccia: на словах храбрец, но трус на деле, который чуть что тут же спасается бегством. Капитан одет в полосатое желто-оранжевое платье и всегда при широкополой шляпе с цветными перьями и мече, очень длинном мече.

Pantalone

Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова
Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова

Это старый венецианский ворчун, постоянно всем недовольный и жутко жадный. Скупердяй щеголяет в красных чулках, плаще и тапочках.

 Colombina 

Венецианка и спутница Арлекино, Коломбина болтлива и капельку лжива. Она очень привязана к своей хозяйке Розауре, которая так же молода и хороша, как и ее служанка: Коломбина готова на все – лишь бы угодить Розауре. Коломбина носит лиф и широкую юбку с воланами; сверху - фартук с множеством карманом, где она прячет любовные записки. Прическу плутовки Коломбины венчает “crestina”, «гребень» с лентой – типичный головной убор горничных.

 Arlecchino

Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова
Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова

Арлекино родом из Бергамо. Его имя происходит от Herlequins, шутливых дьяволят из французских средневековых представлений. Проворный, живой и острый на язык, но при этом верный и щедрый друг. Его главный враг – Бригелла. Поначалу платье Арлекино было белым, затем, латка за латкой, оно превратилось в сплошную пеструю заплатку, потому что, если верить легенде, его бедная мать сшила ему костюм из лоскутов и обрезков тканей.

Meneghino

Это – самая что ни на есть миланская маска. Щедрый, хваткий, он ловко высмеивает недостатки аристократов. Его имя, по одной из версий, - это уменьшительно-ласкательная версия Доменико. Одет наподобие Джандуйи, единственное отличие – в полосатых чутках, что носит выходец из Милана.

Giacometta 

Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова
Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова

Подружка Джандуйи. Смелая, практичная, с сильным, но нежным характером. Обладая здравым смыслом и щедростью, она с легкостью разрешает даже самые запутанные проблемы. Носит длинную широкую юбку, блузку с шалью и высокий головной убор, прикрывающий волосы.

Brighella

Он из Бергамо и является главным противником Арлекино, а все потому, что дурак и мошенник. Наглый со слабыит и подобростатный с сильными мира сего. Его главный промысел - “brigare”, то есть интриговать в пользу молодых влюбленных. Носить пиджак и брюки, украшенные зелеными шевронами, черные туфли с зелеными помпонами и белую шерстяную мантию с двумя зелеными полосками. Маска и шляпа у Бригелла черного цвета.

Gianduia

Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова
Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова

Родом из Турина, не дурак выпить (особенно, хорошего вина), находчив, весел и смел. У него есть подружка, звать ее Джакометта. Джандуйя (как одноименные конфеты) носит парик с задранной вверх косичкой, трехконечная шляпа, коричневую куртку, желтый жилет, короткие бриджи и туфли с пряжкой.

Giangurgolo 

Имя сего персонажа на калабрийском диалекте означает «Джованни с полным горлом», потому что он всегда голоден. Способен на все ради еды. При этом, трус. Отличительные черты - крючковатый нос и пронзительный голос.

Tartaglia

Он - неаполитанец, как Пульчинелла. Эрудированный, но при этом тщеславный и черствый. Пузатый заика. Носит платье и накидку в зеленую и желтую полоску с широким белым воротником и зеленые очки.

Pulcinella

Это – самый популярный в мире персонаж комедий масок, символ Неаполя. Закадычный друг Арлекина, спонтанный, веселый, щедрый, всегда голодный, большой болтун, неспособный хранить секреты. Носит белую рубашку с широкими белыми брюками, белый капюшон на голове и большую черную маску на лице, прикрывающую его изогнутый нос.

Rugantino

Он – настоящий римлянин, что не полезет в карман за словом, да при этом еще и скорый на расправу. Производит впечатление гордого и высокомерного выскочки, но на самом деле, добрый и милый. Имя этого персонажа происходит от римского "ruganza", то есть «высокомерие».
Носит шейный платок, красный жилет и куртку, туфли с огромными пряжками и двухконечную шляпу.

И еще тройка очень примечательных персонажей:

La Bauta 

Это – один из самых известных костюмированных персонажей. Неизвестно, как появился этот костюм, но мы знаем, что с XVIII века он приобрел огромную популярность. Маска персонажа Баута, также называемая Larva,  «личинка» (происходит от латинского и означает «призрак» или «маска»), - простая белая маска, которая скрывает лицо, но при этом позволяет пить и есть.

Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова
Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова


Белую маску часто надевают вместе с костюмом, который состоит из тёмного плаща, называемого tabarro, и черной треуголки. Сейчас костюм Баута могут носить как мужчины, так и женщины, но в прошлом это был преимущественно мужской костюм. Кроме того, этот костюм можно было носить и в других случаях, не только на карнавал.

La Moretta, «брюнеточка»

Моретта – любимая многими дамами маска овальной формы из темного бархата, которую полагалось носить со шляпой, изысканной одеждой и вуалью. Главной особенностью маски Moretta – её застежка: маску, фактически, носили с кнопкой во рту. Маска Moretta – французского происхождения, но сразу же полюбилась прекрасным венецианкам. Ах, да, вот еще какой момент: поскольку во время карнавала жители города могли себе позволить совершать преступления любого рода, то маски Баута и Моретта пришлись очень кставти, поскольку позволяли их обладателю сохранять полную анонимность.

Gnaga, «ньяга»

Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова
Венецианский карнавал. Фото: Анна Черткова

Это – излюбленная маска мужчин, которые хотят нарядиться женщиной. Сам костюм - это, по сути, обычная женская одежда и маска с изображением кошки; часто в руках у переодевшихся в этот костюм можно заметить корзинку с котенком. При этом нарядившаяся таким образом «маска» должна была пронзительно мяукать. 


Ну, вот и все на сегодня! Берегите себя, носите маски – настоящие, медицинские – и до скорой встречи онлайн на страницах моего блога!

<lj-like />

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded