dolce vita: Москвичка в Милане (anna_chertkova) wrote,
dolce vita: Москвичка в Милане
anna_chertkova

Categories:

Итальянская нечисть и как с ней жить

“Non sono i morti a farci paura, ma la parte di noi che si portano dietro.”
«Нас пугают не мертвые, а та часть нас, которую они несут с собой».

Giovanni Pennati, писатель



1 ноября Италия отмечает день Всех Святых. А в ночь с первого на второе - чествует мертвецов. Вот сегодня я вам и расскажу о всякой разной итальянской нечисти и как с ней живут итальянцы.

Особо дотошным читателям заранее сообщаю, что все написанное ниже - отнюдь не выдумка и, уж тем более, не стеб, а вполне реальные факты, с любовью собранные итальянскими писателями, посвятившими свою жизнь и карьеру местному фольклору.

Итак, сначала про неживых: мёртвых в Италии поминают, оставляя им в ночь с 1 на 2 ноября угощение - стакан молока, корку хлеба и горсть отварных каштанов.

Вообще, культ мертвых в Италии "плавает" от христианства до язычества, интерпретируя в христианском ключе вполне языческие обряды.

И, простите мне этот каламбур, итальянские мертвые "живут" здесь на Апеннинах своей жизнью, параллельно с живыми. Итальянцы вполне допускают, что есть люди, предрасположенные к контакту с потусторонним миром, есть те, кто мертвых в упор не видит, а есть и те, кто, встретив их "случайно", остается под впечатлением на всю оставшуюся жизнь :)

В отличие от призраков и духов, итальянские живые покойники не стремятся как-то о себе заявить, а если вдруг их и замечают, то это всегда выходит ненамеренно. Во время таких случайных встреч они ничего не просят, разве что помолиться за них, ничем не угрожают и не демонстрируют никаких особенных "талантов"...


В этом и заключается, по убеждению итальянцев, главное различие между духами, привидениями и прочей нечистью от мертвых - эти последние демонстрируют полное равнодушие к мирским делам, за исключением, разве что, своей прежней жизни на земле. Им вполне комфортно в своем мирке, сером и тусклом, где они, если верить народной молве, питаются глиной и пьют воду, живут среди развалин старинных построек, где даже - внимание! - устраивают ретро-вечеринки. Только, в отличие от демонических посиделок ведьм и привидений, мертвяки на своих праздниках грустят и предаются воспоминаниям...





Совсем по-другому обстоят дела с привидениями и прочей нечистью. Вот, к примеру, модный и современный Милан, оказывается, кишмя кишит всякими призраками, а необъяснимые артефакты здесь чуть ли не на туристических тропах валяются...

Вот только некоторые из них:


Проспект Лоди, Corso Lodi - это элегантный проспект, усаженный деревьями. Платаны регулярно подстригают, чтобы разросшиеся ветки не лезли в окна домов, да так, что издалека их вполне можно ошибочно принять за кипарисы. Правда, подойдя ближе, становится понятно, что мощные, сплошь узловатые, в причудливых переплетениях стволы никак не могут принадлежать кипарисам. И вот, на одном из таких стволов, на четвертом платане слева по направлению из центра как-то - сравнительно недавно, всего лишь в прошлом веке - выросло ... человеческое лицо. И не просто лицо - а человеческое лицо с распахнутым в крике ртом и вылезшими из орбит глазами, лицо страдающее, искаженное болью и страхом. Местные жители постановили: то - лицо когда-то повешенного здесь. И неспроста: когда-то на корсо Лоди публично казнили через повешение простых воришек и ... колдунов. Вот итальянцы и решили, что душа одного из повешенных не нашла иного успокоения, как "просочиться" сквозь землю и явить миру те страдания, на которые была обречена, отпечатав их на стволе дерева. А дерево то все ж таки спилили, а потом и вовсе вырубили старые и высадили новые, и от того ужасающего явления не осталось и следа.


Куда "конкретней" выступившего на стволе дерева лица оказалась тайна ... решетчатого забора, окружающего Palazzo dei Castani на площади San Sepolcro, аккурат напротив церкви с аналогичным названием (кстати, точной копии церкви на Святой Земле). Это палаццо по итальянским меркам - совсем молодое здание, восходящее к XVII веку, но было построено на развалинах куда более "древней" вилле XIV века. Справа от сохранившегося от этой виллы портика, примерно на высоте человеческого роста, имеется в стене одно оконце за часто-пречастой решеткой. Странная она, эта решетка: кажется, что отлита она целиком - на глаз даже не различить следы сварки. Дело рук дьявола? Ну, а поскольку это здание ныне принадлежит полиции, Polizia di Stato, то возможности подойти и как следует рассмотреть непонятную решетку нет решительно никакой.



Еще один непонятный артефакт, а ныне музейный экспонат, находился когда-то неподалеку от Porta Vittoria и представлял из себя барельеф с девушкой, которая ... брила лобок. Миланцы, кстати, меж собой именовали это место не иначе как Porta Tosa или Porta Tonsa (tonders, radersi - бриться). Название Porta Vittoria этот городской район получил только после обеды Радетского над австрийцами. Однако, вернемся к девушке. Кем она была? Проститкой? Ведь только им в ту эпоху вменялась в обязанность подобная "процедура", проводимая в целях гигиены.

А между тем в народе ходили слухи, что скандальная девушка была ... супругой императора Фридриха Барбаросса, которому, кстати, пеняли на то, что он взял в жены блудницу. На самом деле, сюжетом для барельефа мог послужить вполне реальный исторический факт: в 1162 году неизвестная девушка взобралась на городские бастионы, разделась перед захватчиками города и начала прилюдно брить у себя между ног, стремясь таким образом унизить и самого Барбаросса, и все его войско. Сумасшедшая? Одержимая? Недалекая?
Правда, бытует и куда более прозаичная версия, по которой на барельефе изображена богиня Флора, которая демонстрирует свой живот, символизирующий плодородие.

Сегодня же эта плита хранится в Археологическом Музее - сходите посмотреть, вдруг узнаете кого в чертах той самой девушки?


А вилла Симонетта, Villa Simonetta, окутана мистическим флером, проверить достоверность которого больше не представляется возможным. La Gualtera, так раньше называлась эта вилла на улице Принца Евгения, была построена в XV веке Gualtiero Bescapè, канцлером Лодовика Моро ("Мавра").

Несмотря на множество перестроек, вилла сохранила свое великолепие эпохи возрождения на протяжении пяти веков, вплоть до бомбежки 1943 года, в ходе которой была сильно повреждена. Как бы то ни было, неизвестно по какой причине и в какую точно историческую эпоху, но в народе вилла славилась тем, что выкрикнутое в саду перед зданием слово, достигнув виллы, многократно множилось так, что эхо звучало аж ... 56 раз! Миланский анекдот повествовал, что если прокричать "Как можно накопить подобные сокровища?" (Ma come se fa a avegh inscì tanta bella ròbba?"), то эхо отвечало: "Кради! Кради! Кради!" (Ròbba, ròbba, ròbba..."). После реконструкции 1962 году вилла утратила этот свой таинственный "талант", зато стала месторасположением Гражданской Музыкальной Школы.


Окутана ореолом таинственности и церковь Святого Марко, известная прежде всего благодаря расположенному рядышком монастырю, где жил юный Моцарт в 1770 году, когда прибыл в Милан. Первая тайна касается .. драконов. Дракон красуется на картине XIV века, хранимой в музее при церкви, дракон украшает и перемычку многомиллированного окна слева от главного входа. Кто же это, знаменитый Тарантазио, обитавший в исчезнувшем озере Джерундо, располагавшемся между Бергамо, Лоди и Миланом?

Вторая тайна окутывает ... звезду Давида на центральном окне-"роза". Шестиконечная звезда, Печать царя Соломона, представляет собой два наложенных друг на друга треугольника - треугольник огня и треугольник воды. Это - важный для алхимиков и масонов символ, которому вряд ли место в католической церкви. В центре печати - круг, от которого исходят десять лучей, которые напоминают изображением розы ветров. Роза ветров - давний символ возрождения, а также неразрывно связан с Легендой о Святом Граале и Крови Христа. Оба элемента - важные "реликвии" алхимиков и масонов; а, как известно, Моцарт был видным членом братства масонов. Но есть ли здесь связь или это просто случайность?


Еще одна городская легенда связана с Центральным Вокзалом, где среди шпал нищие и бездомные когда-то искали пристанище потеплее на ночь. Поговаривали, что там бродит ... вампир с бледным лицом, острым носом и красными горящими глазами. Закутанная в длинный черный плащ, зловещая фигура безмолвно бродит меж путей в поисках новой жертвы. Как бы то ни было, но порой попадаются бездомные преклонного возраста с гирляндой из ... чеснока на шее. Никогда не говори никогда...





Что делать, а от чего воздержаться в такой день, чтобы по незнанию не наломать дров за доморощенными спиритическими сеансами, я спросила у своей подруги, таролога и нарративного практика, Елены Евсеенковой.



«День мертвых – традиция, распространенная у многих народов.  Она берет начало в язычестве, но со временем действительно неплохо обосновалась и в христианской культуре, принеся с собой множество суеверий и страхов.
Несмотря на то, что обычаи чествования ушедших в мир иной могут отличаться от народа к народу, кое-что остается общим – это уважительное отношение к умершим и приготовление угощения для них. Помните стопочки водки, с кусочком хлеба сверху, которые наши бабушки ставили в доме в дни поминовения близких? Это тоже из этой же «песни».


В такие дни грань между миром мёртвых и миром живых становится совсем тонкой, и можно получить знаки от своих умерших родственников или знакомых, можно увидеть сны, где они приходят, чтобы рассказать вам о чем-то важном или попросить сделать что-то для них. Вопреки расхожему убеждению, встретить старинное приведение - редкость. Для того, чтобы проявиться в нашем плотном мире им нужны по-настоящему весомые причины. Самое главное – не забывать, что вы при этом принадлежите миру живых и не увлекаться таким общением.


Чем дольше о человеке живет память, тем дольше он остается живым для близких. В этот день хорошо вспоминать своих умерших предков добрых словом, благодарить за то, что они когда-то сделали для вас и, накрывая вечером стол, не забыть поставить за окошко угощение. Это может быть что-то ароматное и вкусное, может быть что-то из того, что человек любил при жизни, алкоголь или сладости.


А вот чего точно не стоит делать в этот день – так это выпивать лишнего, устраивать развлекательные спиритические сеансы и гулять по кладбищам.  Как минимум, это неуважительно - без приглашения вваливаться в гости и по десятому разу вопрошать, любит ли вас Василий))»

P.S.: за страшно красивые фотографии жуть как благодарю талантливейшую Викторию! Больше фото - в Инстаграме "Москвички в Милане"!





Tags: Милан: зарисовки, веселые итальянские картинки, другая Италия: мифы и легенды, итальяноведение, мистическая Италия, моя Италия, религия и католическая церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments