?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мои прошлые две публикации, посвященные дамам с формами («Размер имеет значение» и «Сексуальна вопреки … размеру!»), вызвали в моем блоге шквал неоднозначных комментариев. Казалось бы, все просто: хочешь худеть – худей, не хочешь – не худей (но следи за здоровьем!), тело (и дело) – исключительно твое. Но ведь нет: набежали эксперты и «тонкие» ценители женской красоты со своими линейками, весами и мнениями… Тошнило их долго, но иногда попадались и весьма дельные комментарии: так мы подняли вопрос о взаимосвязи между параметрами женского тела и принятыми на данный момент канонами красоты, обусловленными, в свою очередь, историческим контекстом.

Поэтому мне и захотелось подойти к этому вопросу с другой стороны, антропологической, тем более, что на днях наткнулась в итальянских СМИ на интересную статью, где антрополог Гайя Коттино рассказывает об определяемых историей изменениях идеалов прекрасного: «наше тело рассказывает в символичной манере об обществе, где оно [тело] существует, и о происходящих в нем [обществе] процессах».


Венера Виллендорфская, символ плодородия


Попробуем разобраться?

«История всегда диктовала идеалы красоты. Давайте вспомним тела эпохи Возрождения, полные, грузные, подобные Юноне, красивые, и о том, как они изменились в периоды войн. Затем, после войн, в моду снова вернулись округлости. Рекламные ролики 50-х годов поощряли обильное питание, чтобы подвергшиеся жестким лишениям в военные годы тела восстановились: классический пример такой рекламы – женщины в переднике с жареной курицей. Сегодня стандарты снова изменились: та самая курица сейчас приготовлена на гриле».













Гайя Коттино преподает антропологию в American University of Rome, занимается научной работой и недавно выпустила книгу Il peso del corpo: un’analisi antropologica dell’obesità a Tonga, которой вовсе не стремится сказать, что есть цивилизации, где полные люди нравятся больше, чем худые. Напротив, по мнению ученой, «существуют контексты, где грань между толстым и большим расположены в отличной от привычной нам, европейцам, плоскости. Тело «разговаривает», в символичной манере рассказывает об обществе, где оно [тело] существует, и о противостояниях, которыми это общество живет. Тела жителей Океании с антропоморфической точки зрения крупнее, удельный вес их костей гораздо выше в силу питания, основанного на богатых кальцием клубнях: поэтому и местные жители не страдают от остеопороза».

Однако, и противостояние полный/худой на Западе отнюдь не идентично. «Современная тенденция, фаворизирующая худым при стигматизации полных не везде однозначна на Западе. К примеру, в США стандарты красоты обусловлены протестантизмом, где особое внимание оказывают самодисциплине: здесь быть полным – это символический эквивалент нехватки самоконтроля, и, таким образом, мы переходим с эстетического уровня на этический». В то время, как католицизм с бОльшей готовностью «принимал факт разнообразия как части культурного контекста».

Ну, что, устали? Тогда давайте я вас немного развлеку, но в тему!

Психолог Paul Rozin и социолог Claude Fischler констатировали наличие двух парадоксов – американского и французского, - имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой нами теме. Американский парадокс «… касается населения, которое предельно ответственно относится к своему телу, в силу присущей протестантам дисциплины, и где, тем не менее, процент страдающих от ожирения выше, чем где-либо. Во Франции же едят больше сливочного масла, но показатель людей с лишним весом – меньше». Как же так?

Гайя Коттино объясняет это «укоренившейся разницей в восприятии взаимосвязи между телом и социумом. В Италии данный парадокс опосредован удовольствием, а не сравнением: созданием сообщества посредством потребления». В Италии, действительно, совместное принятие пищи - это, фактически, ритуал. Воскресные семейные обеды, ужины-смотрины новой пассии взрослого сына, аперитивы с друзьями, - все это «родом» отсюда. То же самое, насколько я понимаю, можно сказать и о Франции и французах.

Но, возвращаясь к обсуждаемой нами взаимосвязи между формами дам и характерными в данный момент настроениями в обществе, Гайя Коттино приходит к выводу, что «не надо думать, что существуют антропологические контексты, где нет места теме красоты и где можно оставаться толстым. Есть вес, от которого избавиться невозможно, и это вес социума».



Comments

zlataoz
Jul. 19th, 2019 09:03 am (UTC)
:))) Как можно 20 лет прожить в NZ и не побывать в Австралии?! Даже я была в NZ. Кстати, на одно лицо с Австралией, только расстояния гораздо короче. Посетите в Тасманию, рекомендую. Уютное местечко. Мне там очень понравилось.
На счет мяса. Только один раз, когда мясо было on special, купила ягнятину на косточке по 40 за кг. Божественный вкус! Сладкое мясо, во рту таяло.
Австралию посетить надо. Я рекомендую морской круиз по столицам штатов.
3agupa
Jul. 21st, 2019 08:56 pm (UTC)
Да сам удивляюсь! :)
За это время я побывал в Штатах, объездил Европу, заскакивал в Азию, несколько раз был на Фиджи и Островав Кука, а вот до Австраллии руки (ноги?) не дошли :).
Но в планах. Приехать, взять машину и проехать по побережью...
zlataoz
Jul. 22nd, 2019 09:33 am (UTC)
Хорошая идея. По-другому здесь делать нечего.
Кстати! С октября сего года аборигены запретят поднятие на Улуру. Так что, спешите виде!
На счёт Азии. Для себя уяснила, что мне совсем не хочется путешествовать по странам, в которых бОльшая часть населения испытывает экономические трудности. В Австралии столько азиатов, ловлю себя на мыслим "А не в Китае ли я?". В Мельбурне полно индийцев. Чувствую себя, как среди цыганей. Сейчас активно завозят всевозможных мастей африканцев и с ума сходят от безграничной любви к последователям пророка.

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com