?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итальянка София Ньоли, журналист и историк моды, написала книгу о малоизвестной главе в становлении Made in Italy и итальянской моде под названием Eleganza Fascista. La moda dagli anni Venti alla fine della Guerra, "Элегантность фашизма. Мода с двадцатых годов до конца войны".



Почему эта книга интересна? Хотя бы потому, что принято говорить об итальянской моде как таковой только начиная с послевоенной эпохи, с таких имен как Gattinoni и Capucci, словно до этого не было ровно ничего. А это совсем не так!


Но прежде, чем приступить к пересказу самых занимательных моментов из книги, сразу оговорюсь, что я ни в коей мере не преклоняюсь перед фашизмом, не являюсь его стронником и, тем более, не пропагандирую этот режим. Я просто делюсь с теми, кто в состоянии это понять и оценить, тем, что заинтересовала меня лично. Мне нравится узнавать новые и любопытные факты о чем бы то ни было, поэтому попрошу негодующую общественность воздержаться от комментариев наподобие "моя бабушка - блокадница, им есть было нечего, а эти итальянки .... ненормативная лексика.... в мехах и шляпках щеголяли". У меня тетя - тоже блокадница, и я знаю от нее такие истории, которые не приснятся даже в самом страшном сне никакому голивудскому режиссеру ужастиков, но хочу напомнить что мы сейчас будем говорить не об этом. Спасибо всем, кто понял!

Итак!

Для начала, считается, что итальянская мода многим обязана французам.

Однако, фашистский режим в Италии сделал моду государственным, национальным делом, создав в 1932 году особый орган, который так и назывался - Ente nazionale della moda. Возможно, с него и началось становление итальянской моды, как индустрии, как огромного бренда Made in Italy. Кстати, отсюда, объясняет София, и началась весьма забавная тенденция переводить на итальянский язык иностранные термины, зачастую с весьма жалким результатом: tailleur, женский костюм, в фашисткой Италии стал именоваться completo a giacca, костюмом с жакетом, свитер, на современном итальянском golf, стал panciotto a maglia, вязаным жилетом, négligé превратился в disordine, дословно "беспорядок".


Стиль итальянок эпохи фашизма? София характеризует его так: "мода, разломанная напополам, как и женщина того времени". Фашизм предписывал женщине две совершенно разные роли - примерной жены и матери, с одной стороны, и оригинальной и волевой спортсменки, с другой.


Ключевыми вещами в гардеробе итальянки той эпохи были шубы, шляпки, туфли на платформе, придуманные Ferragamo.


София проводит интересную параллель между эпохой и модой: мода отражала, подобно зеркалу, устремления фашисткого режима. Фашизм строил Империю. В моду вошли строгие линии, свободные силуэты, драпировки...





Итак, чем же запомнилась нам итальянская мода эпохи фашизма и что из этого мы носим до сих пор?

Обувь на пробковой танкетке от Salvatore Ferragamo
Сальваторе Феррагамо с пробковыми танкетками стал пионером национального стиля в то время, когда еще не было настоящей итальянской моды. Еще в 1939 году L'Illustrazione Italiana отмечала, что: «Ferragamo удалось создать моду, которой раньше не было, моду на женскую обувь, и добиться международной известности».

Меха и ... летом!
Настоящая константа в моде, мех был модным и ... летом. Это подтверждает издание Vita femminile выпуска июня 1938 года, где утверждается: «очевидно, что меха не попадут в обычную летнюю спячку, а будут присутствовать чаще, чем когда-либо, в жаркие месяцы».

Тюрбан/чалма
Несмотря на успех, который превратил этот головной убор в один из символов моды в то время, 10 августа 1939 года Gazzetta del Popolo гласит: «Эта форма шляпы, по нашему мнению, не может быть очень популярной, прежде всего потому, что она сложная, потому что к ней требуется изысканная во всех смыслах одежда, и, наконец, потому что она идет лишь немногим женщинам».

Подплечники
Даже на волне влияния Джоан Кроуфорд и фильмов с ее участием на модные предпочтения женщин той эпохи, подплечники были очень широко распространены. Так распространены, что, по словам Марио Виголо в 1936 году на страницах издания Moda: «плечо - один из самых ярких элементов новой моды. Можно даже смело констатировать, что иногда именно плечо формирует модель. Мы видели и явно преувеличенные формы, украшенные складками и вытачками, и модели с абсолютно прямыми плечами, поддерживаемыми изнутри железной проволокой. Как следствие, рукава получаются очень широкими, все в выточках и узкие на запястье, с бантом или шнуром из той же ткани».

Ткани будущего
«Женщина в 3000 годах, вероятно, будет носить металлические ткани», - отметил в 1939 году Пьетро Мерли, глава пропагандистского отделения компании De Angeli Frua. «Наши старики носили шерстяные и хлопчатобумажные ткани, в то время как мы, мужчины двадцатого века, одеваемся в искусственную шерсть и синтетику. Эти ткани никак не заменители; это - новые текстильные изделия нашего века: они олицетворяют собой прогресс. Lanital, искусственная шерсть, - «супер-шерсть», вискоза, raion, вискоза - «супер-шелк», fiocco - «супер-хлопок». Мы пережили каменный век, век хлопка. Теперь мы находимся в эре вискозы».

Частные портнихи
Модницы по-прежнему предпочитали обычных портних. «Мои любимые, - писала Ирен Брин, итальянская писательница и журналистка, - независимые портнихи, одинокие, которые живут в пригороде, куда можно доехать на поезде, и шьют в спальне, снимают мерки в столовой (где всегда есть большой стол с кружевной скатертью и аспидистрами в латунной вазе, и свет дрожит, когда проезжают грузовики)».

Итальянский стиль
«Зачем смотреть исключительно по ту сторону Альп, когда у нас много материала, который может быть очень вдохновляющим?», - спросила Вера в 1933 году на страницах издания La Donna. 12 апреля того же года в Турине был открыт первый национальный показ мод. Дуче по этому случаю отправил приветственную телеграмму: «Если начало хорошее, то продолжение будет еще лучше, это вопрос веры». Королева Елена, «перерезавшая хрупкий барьер этой трехцветной ленты», была крестной матерью церемонии открытия мероприятия.

Нет роскоши
В 1920 году Маринетти разработал манифест «Против женской роскоши», в котором он осудил так называемый «туалет» и защитил естественность тела в противоположность искусственному и декадентскому стилю: «драгоценные камни и мягкие ткани на ощупь разрушают у мужчин тактильное ощущение женской плоти". В ответ Лидия де Лигуоро, директор глянцевого журнала Lidel, а также пылкий пропагандист итальянской моды, освобожденной от влияния Парижа, прогремела: «Мы должны бороться не с роскошью, а с роскошью иностранного импорта».

****

Интересно и мнение Софии о современной моде: "сегодня не существует настоящей моды как таковой, мы наблюдаем за бессчисленными стилями, которые меняются сезон за сезоном. В силу глобализации с ее униформирующим эффектом, стал сложно говорить об оригинальном стиле, хотя и отдельные вещи, например, платформы, которые снова вернулись in auge, в моду".


Comments

( 159 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
cartorius
Jan. 27th, 2019 12:09 pm (UTC)
Покажите за одно и элегантность века, не эпохи сионизма.
anna_chertkova
Jan. 27th, 2019 01:57 pm (UTC)
Во-первых, заодно. Во-вторых, пожалуйста. Ну, а в-третьих, с этим не ко мне - я пишу об Италии.
(no subject) - cartorius - Jan. 27th, 2019 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartorius - Jan. 27th, 2019 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Валерий Сальников - Jan. 27th, 2019 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartorius - Jan. 27th, 2019 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poni_cap - Jan. 27th, 2019 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vl_anatolyevich - Jan. 28th, 2019 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 28th, 2019 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vl_anatolyevich - Jan. 28th, 2019 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 28th, 2019 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vl_anatolyevich - Jan. 28th, 2019 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 28th, 2019 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vl_anatolyevich - Jan. 28th, 2019 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksanabydkina - Jan. 27th, 2019 12:59 pm (UTC) - Expand
anna_chertkova
Jan. 27th, 2019 01:56 pm (UTC)
Нет, по двум простым причинам: 1) я пишу об Италии и 2) в России (ссср) был сталинизм, а не фашизм.
(no subject) - oksanabydkina - Jan. 27th, 2019 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksanabydkina - Jan. 27th, 2019 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - salashmatina - Jan. 27th, 2019 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksanabydkina - Jan. 27th, 2019 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vedmed2015 - Jan. 28th, 2019 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - vedmed2015 - Jan. 28th, 2019 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 28th, 2019 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - vedmed2015 - Jan. 28th, 2019 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pravuncac - Feb. 2nd, 2019 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vedmed2015 - Feb. 2nd, 2019 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Feb. 2nd, 2019 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vedmed2015 - Feb. 2nd, 2019 06:14 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - salashmatina - Jan. 27th, 2019 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russ_mir_sibir - Jan. 27th, 2019 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pravuncac - Feb. 2nd, 2019 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russ_mir_sibir - Feb. 2nd, 2019 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krond - Jan. 28th, 2019 02:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - pravuncac - Feb. 2nd, 2019 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Feb. 2nd, 2019 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Валерий Сальников - Jan. 27th, 2019 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thefinick - Jan. 28th, 2019 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - Марин Киселев - Jan. 28th, 2019 10:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 28th, 2019 10:58 am (UTC) - Expand
Kira Vladimirovna
Jan. 27th, 2019 01:13 pm (UTC)
спасибо, было интересно, но уточню - вытАчка.
anna_chertkova
Jan. 27th, 2019 01:53 pm (UTC)
Вы правы, исправила. Спасибо!
zhezhertva
Jan. 27th, 2019 01:22 pm (UTC)
в записях жж меня всегда больше всего интересует "литературная" сторона - есть ли, "что пожевать" в этом плане )
высекает ли что-нибудь в тексте эмоции каким-нибудь неслучайным набором слов, стоящих рядом )

здесь ЕСТЬ такое )
это фрагмент "Частные портнихи" - целиком.
anna_chertkova
Jan. 27th, 2019 01:50 pm (UTC)
Спасибо!
(no subject) - zhezhertva - Jan. 27th, 2019 05:06 pm (UTC) - Expand
tata_antivata
Jan. 27th, 2019 02:17 pm (UTC)
Так о почему так мало фотографий-то?
Уж для такой темы можно было бы и погуглить, а не глупо сдувать один текст, как пятиклашка-троечница.

Edited at 2019-01-27 11:19 am (UTC)
anna_chertkova
Jan. 27th, 2019 02:26 pm (UTC)
А погуглите сами фотографии, если вас заинтересовала тема. Да, и я ничего не сдуваю, как вы изволили выразиться.
(no subject) - tata_antivata - Jan. 27th, 2019 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tata_antivata - Jan. 27th, 2019 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tata_antivata - Jan. 27th, 2019 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yabarmalei - Jan. 27th, 2019 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yabarmalei - Jan. 27th, 2019 05:11 pm (UTC) - Expand
messorsch
Jan. 27th, 2019 02:32 pm (UTC)
И пару слов про немецкую моду, шеф разведки Германии Вальтер Шелленгберг в своих мемуарах пишет что пошёл в СС так как это были жизненные перспективы, достаток, уважение... ....и красивая форма. Hugo Boss постарался. Пусть автор не принимает на свой счёт, но фашисты первой половины 20 века по большей части становились сторонниками фашизма преследуя личную выгоду, например серьёзную зарплату в валюте штурмовикам, щедро отстёгиваемую промышленниками, которые мечтали о фашизме для уничтожения коммунистов, и при тяжелейшем экономическом кризисе бабло было эффективнее всякой пропаганды... Сегодняшние фашисты начинают именно с того, что надрачивают на красивые плащики, эмблемки, "загадочный" мистицизм, а потом полирнуть это всё анти-коммунистической пропагандой, и искать простые "решения", правильные- неправильные, неважно, лишь бы не напрягать голову. А в итоге вместо Hugo Boss люди в абсолютном большинстве получают полосатую концлагерную робу. Другую сторону моды тоже ведь нужно посмотреть. Когда люди умирая от холода, тем не менее шили из одеяла - единственного что могло их спасти, самодельные тапки, потому что обуви тоже не было, а на тапки можно было выменять кусочек хлебозаменителя. И забивались до смерти за испорченное одеяло - "саботаж" как-никак!
anna_chertkova
Jan. 27th, 2019 04:11 pm (UTC)
Автор не принимает на свой счёт, наоборот, спасибо вам за интересный комментарий.
Hugo Boss и шикарная форма нацистов - это совсем иная тема, правда. Я здесь писала о «гражданских». Но про ХБ действительно интересные вещи читала :)
(no subject) - valuew - Jan. 27th, 2019 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messorsch - Jan. 27th, 2019 05:19 pm (UTC) - Expand
Эстетика фашизма - valuew - Jan. 27th, 2019 05:52 pm (UTC) - Expand
Re: Эстетика фашизма - messorsch - Jan. 27th, 2019 06:14 pm (UTC) - Expand
Re: Эстетика фашизма - valuew - Jan. 27th, 2019 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 27th, 2019 07:35 pm (UTC) - Expand
www.cosmolog.eu - valuew - Jan. 27th, 2019 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sundukalive - Jan. 30th, 2019 08:32 am (UTC) - Expand
barni_fill
Jan. 27th, 2019 04:55 pm (UTC)
А где зигующие красотки???
yabarmalei
Jan. 27th, 2019 05:12 pm (UTC)
автор сказал в гугле...
вы идете?
pratina
Jan. 27th, 2019 07:23 pm (UTC)
Муссолини, в силу определенных терок с европейскими "коллегами ", пытался бороться с иностранщиной в терминологии. Это касалось и кулинарии.
Итальянцы, впрочем как и русские, любили и до сих пор предпочитают шикануть при случае иностранным термином даже там, где можно использовать собственный язык.
cambria_1919
Jan. 27th, 2019 07:29 pm (UTC)
Любопытно, что тюрбан, казавшийся таким сложным головным убором, оказался очень популярным - женщины во всех странах научились именно так завязывать простой платок. Это была замена дорогой шляпке. Из-под такой повязки на плечи спускались модные локоны. Такое (судя по фото) носили все, от Галы Дали до московских мороженщиц.

Ещё любопытнее, что сегодня - можно согласиться с Софией Ньоли - на подиумах трудно разобраться, что именно модно. Каждый дизайнер фантазирует по-своему.
Зато на улице всё понятно.
Что носит улица, то и модно. Как всегда.
anna_chertkova
Jan. 27th, 2019 07:34 pm (UTC)
Спасибо вам за вдумчивый комментарий. Про уличную моду абсолютно согласна.
Доп. условия. - cvd76x - Jan. 28th, 2019 03:46 pm (UTC) - Expand
treu_peu
Jan. 27th, 2019 08:22 pm (UTC)
Фашисты, что раньше, что сейчас аппелируют к эстетике (как-будто это свидетельство того, что они правы, и это поможет им понравиться и победить; стоит кровожадная тварь, стройная, красивая блонда, модно нарядилась, красуется и думает, что все в неё из-за этого влюбятся; будто бы вообще возможно противостояние между этикой и эстетикой). Конечно, кружевные трусики это вам не ватники; гомо-эстеты давно обнаружили привлекательность эстетики НС, отсюда - комплементарность субкультур неонацистов и гомосекусалистов (Хьюго Босс этому невольно поспособствовал), ко всему прочему - некоторый антисемитизм в среде модельеров от-кутюр; нужно ли говорить, что данная среда в плане сексуальной ориентации в среднем далека от традиционной.
valuew
Jan. 27th, 2019 10:13 pm (UTC)
Какой там там антисемитизм в среде модельеров?
Вы на их лица и происхождение посмотрите:
Половина сами семиты.
Другая половина откровенные педерасты!
(no subject) - pusets - Jan. 28th, 2019 12:59 pm (UTC) - Expand
novoslov
Jan. 27th, 2019 10:37 pm (UTC)
Пропаганда фашизма наказуема по уголовному кодексу.
valuew
Jan. 27th, 2019 10:48 pm (UTC)
А кто здесь пропагандирует фашизм ?!
(no subject) - zina_korzina - Jan. 28th, 2019 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - novoslov - Jan. 28th, 2019 10:43 am (UTC) - Expand
livejournal
Jan. 28th, 2019 07:00 am (UTC)
Запись была использована в рассылке
Ваша запись была использована в рассылке LiveJournal Media
Иван
Jan. 28th, 2019 08:32 am (UTC)
Ужас!
На, казалось бы, перевод совершенно невинной статьи столько неадекватных комментариев. Кто-то пытается увидеть пропаганду нацизма, кто-то выискивает ошибки, хоть лишь бы в чём-то укусить автора.
Это какая-то болезненная страсть обхамить другого, чтобы показать, вот, мол, какой я крутой?
А комментарии некоторых особ якобы женского пола просто вызывают оторопь. Ну, не может женщина писать такие слова. Просто не может.
anna_chertkova
Jan. 28th, 2019 11:35 am (UTC)
:) мне искренне жаль таких людей. видимо, это единственный способ дать выход эмоциям. сами же себя разрушают.
(no subject) - moorca - Jan. 29th, 2019 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - Иван - Jan. 29th, 2019 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_chertkova - Jan. 29th, 2019 10:41 am (UTC) - Expand
tatsenkodimitr
Jan. 28th, 2019 08:39 am (UTC)
Интересно и неожиданно. Спасибо.
anna_chertkova
Jan. 28th, 2019 11:34 am (UTC)
спасибо вам за внимание!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 159 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com