dolce vita: Москвичка в Милане (anna_chertkova) wrote,
dolce vita: Москвичка в Милане
anna_chertkova

Categories:

Итальянская элегантность эпохи фашизма

Итальянка София Ньоли, журналист и историк моды, написала книгу о малоизвестной главе в становлении Made in Italy и итальянской моде под названием Eleganza Fascista. La moda dagli anni Venti alla fine della Guerra, "Элегантность фашизма. Мода с двадцатых годов до конца войны".



Почему эта книга интересна? Хотя бы потому, что принято говорить об итальянской моде как таковой только начиная с послевоенной эпохи, с таких имен как Gattinoni и Capucci, словно до этого не было ровно ничего. А это совсем не так!


Но прежде, чем приступить к пересказу самых занимательных моментов из книги, сразу оговорюсь, что я ни в коей мере не преклоняюсь перед фашизмом, не являюсь его стронником и, тем более, не пропагандирую этот режим. Я просто делюсь с теми, кто в состоянии это понять и оценить, тем, что заинтересовала меня лично. Мне нравится узнавать новые и любопытные факты о чем бы то ни было, поэтому попрошу негодующую общественность воздержаться от комментариев наподобие "моя бабушка - блокадница, им есть было нечего, а эти итальянки .... ненормативная лексика.... в мехах и шляпках щеголяли". У меня тетя - тоже блокадница, и я знаю от нее такие истории, которые не приснятся даже в самом страшном сне никакому голивудскому режиссеру ужастиков, но хочу напомнить что мы сейчас будем говорить не об этом. Спасибо всем, кто понял!

Итак!

Для начала, считается, что итальянская мода многим обязана французам.

Однако, фашистский режим в Италии сделал моду государственным, национальным делом, создав в 1932 году особый орган, который так и назывался - Ente nazionale della moda. Возможно, с него и началось становление итальянской моды, как индустрии, как огромного бренда Made in Italy. Кстати, отсюда, объясняет София, и началась весьма забавная тенденция переводить на итальянский язык иностранные термины, зачастую с весьма жалким результатом: tailleur, женский костюм, в фашисткой Италии стал именоваться completo a giacca, костюмом с жакетом, свитер, на современном итальянском golf, стал panciotto a maglia, вязаным жилетом, négligé превратился в disordine, дословно "беспорядок".


Стиль итальянок эпохи фашизма? София характеризует его так: "мода, разломанная напополам, как и женщина того времени". Фашизм предписывал женщине две совершенно разные роли - примерной жены и матери, с одной стороны, и оригинальной и волевой спортсменки, с другой.


Ключевыми вещами в гардеробе итальянки той эпохи были шубы, шляпки, туфли на платформе, придуманные Ferragamo.


София проводит интересную параллель между эпохой и модой: мода отражала, подобно зеркалу, устремления фашисткого режима. Фашизм строил Империю. В моду вошли строгие линии, свободные силуэты, драпировки...





Итак, чем же запомнилась нам итальянская мода эпохи фашизма и что из этого мы носим до сих пор?

Обувь на пробковой танкетке от Salvatore Ferragamo
Сальваторе Феррагамо с пробковыми танкетками стал пионером национального стиля в то время, когда еще не было настоящей итальянской моды. Еще в 1939 году L'Illustrazione Italiana отмечала, что: «Ferragamo удалось создать моду, которой раньше не было, моду на женскую обувь, и добиться международной известности».

Меха и ... летом!
Настоящая константа в моде, мех был модным и ... летом. Это подтверждает издание Vita femminile выпуска июня 1938 года, где утверждается: «очевидно, что меха не попадут в обычную летнюю спячку, а будут присутствовать чаще, чем когда-либо, в жаркие месяцы».

Тюрбан/чалма
Несмотря на успех, который превратил этот головной убор в один из символов моды в то время, 10 августа 1939 года Gazzetta del Popolo гласит: «Эта форма шляпы, по нашему мнению, не может быть очень популярной, прежде всего потому, что она сложная, потому что к ней требуется изысканная во всех смыслах одежда, и, наконец, потому что она идет лишь немногим женщинам».

Подплечники
Даже на волне влияния Джоан Кроуфорд и фильмов с ее участием на модные предпочтения женщин той эпохи, подплечники были очень широко распространены. Так распространены, что, по словам Марио Виголо в 1936 году на страницах издания Moda: «плечо - один из самых ярких элементов новой моды. Можно даже смело констатировать, что иногда именно плечо формирует модель. Мы видели и явно преувеличенные формы, украшенные складками и вытачками, и модели с абсолютно прямыми плечами, поддерживаемыми изнутри железной проволокой. Как следствие, рукава получаются очень широкими, все в выточках и узкие на запястье, с бантом или шнуром из той же ткани».

Ткани будущего
«Женщина в 3000 годах, вероятно, будет носить металлические ткани», - отметил в 1939 году Пьетро Мерли, глава пропагандистского отделения компании De Angeli Frua. «Наши старики носили шерстяные и хлопчатобумажные ткани, в то время как мы, мужчины двадцатого века, одеваемся в искусственную шерсть и синтетику. Эти ткани никак не заменители; это - новые текстильные изделия нашего века: они олицетворяют собой прогресс. Lanital, искусственная шерсть, - «супер-шерсть», вискоза, raion, вискоза - «супер-шелк», fiocco - «супер-хлопок». Мы пережили каменный век, век хлопка. Теперь мы находимся в эре вискозы».

Частные портнихи
Модницы по-прежнему предпочитали обычных портних. «Мои любимые, - писала Ирен Брин, итальянская писательница и журналистка, - независимые портнихи, одинокие, которые живут в пригороде, куда можно доехать на поезде, и шьют в спальне, снимают мерки в столовой (где всегда есть большой стол с кружевной скатертью и аспидистрами в латунной вазе, и свет дрожит, когда проезжают грузовики)».

Итальянский стиль
«Зачем смотреть исключительно по ту сторону Альп, когда у нас много материала, который может быть очень вдохновляющим?», - спросила Вера в 1933 году на страницах издания La Donna. 12 апреля того же года в Турине был открыт первый национальный показ мод. Дуче по этому случаю отправил приветственную телеграмму: «Если начало хорошее, то продолжение будет еще лучше, это вопрос веры». Королева Елена, «перерезавшая хрупкий барьер этой трехцветной ленты», была крестной матерью церемонии открытия мероприятия.

Нет роскоши
В 1920 году Маринетти разработал манифест «Против женской роскоши», в котором он осудил так называемый «туалет» и защитил естественность тела в противоположность искусственному и декадентскому стилю: «драгоценные камни и мягкие ткани на ощупь разрушают у мужчин тактильное ощущение женской плоти". В ответ Лидия де Лигуоро, директор глянцевого журнала Lidel, а также пылкий пропагандист итальянской моды, освобожденной от влияния Парижа, прогремела: «Мы должны бороться не с роскошью, а с роскошью иностранного импорта».

****

Интересно и мнение Софии о современной моде: "сегодня не существует настоящей моды как таковой, мы наблюдаем за бессчисленными стилями, которые меняются сезон за сезоном. В силу глобализации с ее униформирующим эффектом, стал сложно говорить об оригинальном стиле, хотя и отдельные вещи, например, платформы, которые снова вернулись in auge, в моду".


Tags: dolce vita, другая Италия: мифы и легенды, итальянцы и итальянки, как это делают итальянцы, мода в Италии и made in italy, моя Италия, секреты красоты итальянок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 165 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →